Бухенвальдский Крепыш | Продюсер Newmedia Stars ([info]shlyahtich) wrote,
@ 2005-04-17 20:40:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood:Вперед! К звездам!
Current music:Eelke Kleijn - Promo Mix May 2004 001

Советская научная фантастика как пропаганда для детей и юношества

Увидел вот в фриендленте картинку (та что с лева) и решил написать о чем давно просили.

Я родился как-то сразу вместе с перестройкой. Я толком не застал советский строй по этому всегда держусь в стороне от споров о том, каково было там жить. Но в том то и прелесть - я видел СССР, но не был инфицирован “светскостью”, я там жил, но видел все со стороны. В принципе, о лучшем детстве и мечтать сложно - родится в тоталитарной социалистической колонии, и взрослеть вместе с “перестройкой”, видя все своими глазами.

Благо из детства мне так же достался Советский Эпос, о котором я уже писал. Но пожалуй главное - ощущение советского футуризма. Пропаганды будущего, взгляд через призму этого будущего на окружающую действительность. Да и пожалуй само ощущение этого советского будущего - оно совершенно незабываемо и непередаваемо посторонним людям. О именно о нем и тянет рассказать.

Научная фантастика это практически главный жанр в литературе, не фундаментальный а насущный, даже злободневный. В чем суть Sci-Fi? В том, что бы показать человека в гипертрофированном виде, точнее поместить его в необычные условия и ярко осветить рассматриваемую деталь. То есть вот идет гражданин в сером плаще по улице и ничего о нем не скажешь, а что если его представить в том же плаще, но где-нибудь на крейсере у далекой звезды? Сразу станет нам все ясно про этого человека, "парня в горы тяни" - это тоже своего рода фантастика, только низкоуровневая, частная. Настоящая же Sci-Fi всегда масштабна и всеобъемлюща.

Для меня был и остается очевидным тот факт, что главными и единственными идеологами и пропагандистами в СССР были братья Стругацкие и им подобные писатели-фантасты. Вся дребедень про программы партии и пятилетки в четыре года проходила мимо ушей, ибо все это было каким-то бредом стоящих на мавзолее придурков которых все призирали пуще, чем Ельцина. А вот книжечка Стругацких это да.

Но разговор не о них, вы и я поди их практически не читали. Да и зачем это нужно когда все мальчишки всех планет видели по ночам эротические сны о том как Алиса Селезнева отсасывает им в реакторном отсеке вертя миелофон в руках. Вся детско-юношеская пропаганда последних лет советской власти была представлена в форме анти-starwars, с отважными пионерами летяшими к далеким звездам, спасать говноедов которых роботы заставляют потреблять и быть счастливыми вместо праведного социалистического труда, или там пионеры летят в будущее и строят там коммунизм ну или прилетит Алиса Селезнева и устроит своим миелофоном галлюцинацию свального греха в масштабах галактики, ну там с расчлененкой, массовым суицидом, мясорубками и ломтевозами, все как положено.

И главное что все эти фильмы задавали стилистику, а эстетика для молодежи важнее всяких идеологий. А эстетика в этих фильмах что надо - свободные, гордые, умные и чистые духом ребята наводят во вселенной единственно разумны коммунистический порядок, совершая героические подвиги в блестящих и сверкающих интерьерах космических станций. Причем на станциях нет никаких Лениных-брежневых, ни единого серпа и молота, ибо если бы они там были это сгубило бы всю эстетику на корню.

Но это частный случай, основной же мотив пропаганды заключался именно в специфическом мироощущении. Словами передать конечно ничего нельзя, но если попытатся то получится следующее - вечное лето нагревающее солнцем и ласкающее лазурным океаном монолитные плиты на которых полной грудью дышат свободные и всесильные люди, даже скорее подростки. Дети держат в руках бластеры но понятия не имеют оттуда они взялись и как работают - просто они стреляют, сами пионеры абсолютно свободны и ничем не обременены, лишь отдаленно знают кто они и откуда - главное что они чисты духом, молоды, умны и отважны. Все точно противоположно американской sci-fi. Ну, надеюсь, вы и сами помните эту наркотическую эйфорию, бластеры и звездолеты - наша романтика. Вот dopingpong работает примерно в той же системе культурных ценностей (у них кстати скомуниздили музыку из галереи для рекламы пива сокол, или я ошибаюсь?)

Но человек сам по себе очень ограниченное существо, он не может ни вообразить будущее, ни представить прошлое - ему никогда не вырваться из круга обыденности. Ну и научная фантастика есть лишь изображение настоящего через преломляющую призму будущего.

Действительно была удручающей - в стране разруха и гниение, быт у людей убог и примитивен, ученые вымерли как класс, нов то же время из ниоткуда берутся атомные подводные лодки, орбитальные станции, циклопических размеров сооружения, заводы фабрики плотины, а в магазинах еды не хватает. При внешне прекрасной системе образования в народе махровым цветом цветет азиатское мракобесие и упадок умов. Пока система была тоталитарной, внешне все сдерживалось в рамках приличия - люди слушают классическую музыку читать Пушкина, а как дали свободу все и вылезло наружу - блатные частушки, порнографическая литература, ересь и суеверия, тотальный алкоголизм и преступность в купе с разложением морали и нравственности.

Вот мы и получаем это чувство одиночества и потерянности в научной фантастике - одинокий заброшенный звездолет, или ещё лучше давно заброшенная станция - вот стандартное место действия. Никакого коммунистического рая на земле вы ни за что не увидите. И по этому чувство раболепия перед технологиями - они были не изобретены или открыты, а получены, не поддаются ремонту и управлению, ибо являются непонятным реликтом. Как и в советском союзе, народ не имел отношения к технологии так и в научной фантастике вся технология человеку чужда, и пришла извне он лишь в лучшем случае научился ей управлять. Отсюда же и вера в абсолютную силу технологии, именно она сделает вечно лето, теплое море и победит голод и холод, не нужно будет ни работать, ни страдать - только заниматься продуктивным действием, подвиги совершать да к звездам летать. Одним словом прилетит голубой звездолет и заберет меня из этого ужасного места к умным красивым и добрым людям.

Вся эта эстетика вам известна и близка, ибо она и есть вы. Но реализовать на практике её практически и не успели - СССР расслоился, но кое-что все же успели построить. Вот для примера минское метро (открыто в 1984!) и минский же дворец пионеров сделаны в очень даже футуристичном виде. Особенно понятна их эстетика сейчас, когда они пришли в некоторое запустение, особенно показательно смотрится панно в главном холле дворца пионеров - стена высотой метров в 50 из стекла и бетона покрытая мозаикой на космические темы в античном стиле, под ним находится небольшой бассеин из которого росли всякие лианы и прочие растения которые сейчас вымерли, как и вся композиция получившая легкий налет “античных руин” - тот самый штрих, которого недоставало. В этом свете и показательна московская станция Римская - она про это, "античные руины в холе космопорта" - так будет снимать лени рифеншталь когда мы её заново клонируем для нашей империи. ^_^

Как я и говорил все это только лишь эстетическое ощущение реальности, словами не передать, про это пишет Масодов, а из известных мне американских художников про это рисует много кто, но НИ ОДИН не делает это осознанно, все лишь находят это подсознательно, а значит и не очень точно получается (например рисуют людей в своременной одежде - и это разрушает всю картину). И один из милейших - Миша Велан.




(14 comments) - (Post a new comment)


[info]ex_urasmi57
2005-04-17 11:50 am UTC (link)
Молодец. Умно написал.

(Reply to this)


[info]thefuckingworld
2005-04-17 12:30 pm UTC (link)
Не антично-римская эстетика, а скорее индейская. Майя-инки всякие. Сила питающаяся человеками. И монументы все эти, как зубы, переставшие пережевывать. Где-то так.

(Reply to this)


[info]utro_diz
2005-04-17 01:56 pm UTC (link)
Удивительно хорошо и душевно написано, читал и даже немного прослезился... Всё правда... -_-

(Reply to this)


[info]hell_inside
2005-04-17 02:32 pm UTC (link)
а разве необходимо это делать осознанно?

(Reply to this) (Thread)


[info]shlyahtich
2005-04-17 03:53 pm UTC (link)
да, если человек действует без участия разума, то он ен человек а безмозглое животное - скорее всего ничего у него не получится. и в любом случае он не составит конкуренции тому кто действует разумно. Это закон выживания, или ты думаешь человеческий вид доминирует на планете из-за того что волос на теле неимеет? :)

Я уже эту тему подробно разбирал когда писал о доктрине для революционной партии, поищи у меня в журнале.

(Reply to this) (Parent)


[info]lazy_busy
2005-04-18 09:37 am UTC (link)
"в стране разруха и гниение, быт у людей убог и примитивен, ученые вымерли как класс, нов то же время из ниоткуда берутся атомные подводные лодки, орбитальные станции, циклопических размеров сооружения, заводы фабрики плотины, а в магазинах еды не хватает"

вы о каких же годах?

(Reply to this) (Thread)


[info]shlyahtich
2005-04-18 09:44 am UTC (link)
о тех когда в СССР небыло нормальных автомобильных дорого а во главе государства стоял человек НЕ УМЕЮЩИЙ ПИСАТЬ

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shlyahtich
2005-04-18 09:44 am UTC (link)
http://www.livejournal.com/users/shlyahtich/155491.html

(Reply to this) (Parent)


[info]ve4no
2005-04-18 01:15 pm UTC (link)
Музыка к сайту Димамишенина - Гитаркинская... Так что я думаю, что её просто могли у Гитаркина купить для рекламы
(Мишенин с Гитаркиным же лучшие друзья)

(Reply to this) (Thread)


[info]shlyahtich
2005-04-18 01:23 pm UTC (link)
скорей всего, просто меня смутил тот факт что в рекламе играет та же ЛАЛАЛАЛА как и на сайте, то есть один в один

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ve4no
2005-04-18 01:37 pm UTC (link)
Не знаю... У меня был диск, записанный лично Гитаркиным, там в 1 композицию собраны 3 кусочка, используемые для сайта... Я не знаю, что первоисточник...
Я помню, пару лет назад мзыка Гитаркина использовалась уже в рекламы, "Орбита", по-моему.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shlyahtich
2005-04-18 01:58 pm UTC (link)
ну не нам об этом печалится ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]axexa
2005-12-13 07:46 am UTC (link)
да, я помню щемящее это чувство родного... во время игры в doom.

(Reply to this)


[info]maroder_spb
2009-09-16 02:14 pm UTC (link)
Очень интересно написано! Подумаю над этим.

(Reply to this)


(14 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…